КАМАЗ

ПАО «КАМАЗ» — крупнейший в России производитель грузовых автомобилей. Единый производственный комплекс компании позволяет охватить весь технологический цикл производства — от разработки, изготовления деталей и комплектующих до сборки и сбыта готовой продукции.

ПАО «КАМАЗ» объединяет более ста предприятий в России, странах СНГ и дальнего зарубежья, основное производство сконцентрировано в городе Набережные Челны (Республика Татарстан). Автомобили «КАМАЗ» продаются более чем в 80 странах мира.

Положение в отрасли

Ситуация на рынке грузовых автомобилей сложная, основными причинами могут послужить конкуренция и тяжелая экономическая ситуация. В мире наблюдается избыток производственных мощностей: по данным McKinsey, мировые мощности загружены лишь на 60%, а в развивающихся странах этот показатель ещё ниже. Ещё один тренд — увеличение значимости послепродажных сервисов, которые дают до 30% прибыли производителям грузовых автомобилей.

В 2019 году наблюдается снижение спроса и объёмов производства на грузовые автомобили. По данным регистрации автотехники, совокупный объём реализации грузовых автомобилей весом свыше 14 тонн за девять месяцев 2019 г. снизился на 4% — до 43 тыс. шт. Это связано с сокращением коммерческих грузоперевозок, низкой активностью в строительстве, сложной экономической ситуацией в стране, снижением инвестиций и господдержки.

«КАМАЗ» по итогам первых десяти месяцев 2019 г. занимал около 45% рынка грузовых автомобилей свыше 14 тонн, производитель является безусловным лидером на этом рынке.

КАМАЗ
Доля рынка грузовых автомобилей РФ (полной массой свыше 14 тонн), %

Парк грузовых автомобилей является устаревшим. В 2018 г. около 62% автомобилей были старше десяти лет, а возраст среднего грузовика достигает почти 15 лет.

Основными конкурентами ПАО «КАМАЗ» на российском рынке грузовых автомобилей весом свыше 14 тонн являются зарубежные автопроизводители, осуществляющие сборку в России и импортирующие в страну, а также ОАО «МАЗ» и АО «АЗ «УРАЛ».

КАМАЗ
Структура рынка грузовых автомобилей массой свыше 14 тонн в 2018 г., %

На рынке грузовых автомобилей от 8 до 14 тонн лидером является компания «ГАЗ», которая занимала долю около 70% в 2018 г.

КАМАЗ
Структура рынка грузовых автомобилей массой от 8 до 14 тонн в 2018 г., %

Обзор деятельности

На предприятиях компании выпускается широкая линейка продукции: грузовые автомобили (более 60 моделей и более 1,5 тыс. комплектаций), автобусы, прицепы, двигатели, силовые агрегаты и пр. Основное направление деятельности — выпуск грузовых автомобилей полной массой свыше 14 тонн.

В технологическую цепочку «КАМАЗа» входят крупные промышленные предприятия.

  • Автомобильный завод осуществляет серийное производство узлов и деталей, а также сборку автомобилей на главном сборочном конвейере.
  • Литейный завод производит литые запчасти и комплектующие.
  • Кузнечный завод осуществляет прессование, ковку, листовую и объёмную штамповку металлических деталей.
  • Завод двигателей выпускает дизельные двигатели различных модификаций.
  • Прессово-рамный завод изготавливает изделия и узлы из холоднокатанной, горячекатанной рулонной и листовой стали.
  • Ремонтно-инструментальный завод выполняет полный цикл работ от поковки до термической обработки готовой продукции.
  • ПАО «Туймазинский завод автобетоновозов» — совместное предприятие, в котором ПАО «КАМАЗ» принадлежит более 50%, занимается производством бетонотранспортной техники.
  • ПАО «НЕФАЗ» — крупнейший в России производитель автобусов и спецнадстроек на шасси «КАМАЗ». ПАО «КАМАЗ» владеет более 50% акций предприятия.

Сборочные предприятия ПАО «КАМАЗ» работают и в других странах: Казахстане, Азербайджане, Литве и Индии.

Компания предоставляет широкий модельный ряд спецтехники для всех отраслей.

КАМАЗ

С 2013 по 2019 г. ПАО «КАМАЗ» вывело на рынок 16 новых моделей автомобилей.

Кроме того, компания готовит к серийному выпуску автомобили КАМАЗ пятого поколения уже в 2020 г. Первая модель нового поколения КАМАЗ-54901 уже проходит тестовую эксплуатацию. Новые кабины будут отличаться ровным полом, отсутствием моторного тоннеля, улучшенной приборной панелью, усиленной рамой, увеличенной ёмкостью топливных баков и т. д.

Автомобили, сборочные детали и запчасти экспортируются более чем в 40 стран СНГ, Восточной Европы, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки и Африки. Основными экспортными рынками компании являются Средняя и Юго-Восточная Азия, а также Казахстан.

По итогам первых девяти месяцев 2019 г. около 85% грузовых автомобилей, произведённых на предприятиях ПАО «КАМАЗ», шли на экспорт.

КАМАЗ
Реализация грузовых автомобилей за 9 месяцев 2019 г. по рынкам сбыта, %

Компания имеет широкую дилерскую сеть, которая на 1 декабря 2019 г. насчитывает 164 субъекта и охватывает все регионы России и СНГ, а также присутствует на ключевых зарубежных рынках сбыта.

Операционные результаты

В 2018 г. ПАО «КАМАЗ» было реализовано более 38,3 тыс. грузовых автомобилей. В целом продажи стабилизировались после провала 2015 г., который был связан со сложной экономической и политической ситуацией, и вышли на докризисный уровень.

КАМАЗ
Реализация грузовых автомобилей, шт.

Также в 2018 г. компания реализовала 754 автобуса и 3 583 единицы прицепной техники.

Структура акционерного капитала

КАМАЗ

47,1% акций принадлежит государственной корпорации «Ростех». 23,5% акций в руках у ООО «Автоинвест», в числе владельцев которого значится гендиректор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин. Ещё 15% акций владеет международный концерн Daimler Truck AG, зарегистрированный в Германии. Прочим акционерам принадлежит доля 4,4% акций.

Финансовые показатели

Динамика активов

КАМАЗ

Последнее время активы показывают положительную растущую динамику.

Капитал и обязательства

КАМАЗ

Капитал остаётся примерно на одном уровне, а вот обязательства растут, вследствие чего происходит рост активов.

Выручка

КАМАЗ

Выручка начала рост с 2014 года и в 2018 году достигла рекорда.

Чистая и операционная прибыль

КАМАЗ

В 2015 году был убыток, потом прибыль пошла на рост.

Денежный поток

КАМАЗ

Последние годы свободный денежный поток отрицательный.

История дивидендных выплат

С 2019 года компания не выплачивает дивиденды.

Основные риски для миноритарных акционеров:

  • Большая конкуренция и падение спроса.
  • Рост издержек и цен на металл, материалы и комплектующие.
  • Катастрофы и производственные аварии.
  • Просчёты управленцев и топ-менеджеров.
  • Финансовые риски, связанные с возможностью компании обслуживать обязательства и привлекать новые средства.
  • Игнорирование интересов миноритарных акционеров со стороны владельцев крупных пакетов акций.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: