Объединённая авиастроительная корпорация

«Объединённая авиастроительная корпорация» — значимый резидент глобального рынка гражданской и военной авиации. Соперники «ОАК» — известнейшие Airbus, Boeing, Lockheed Martin, Embraer и Bombardier.

Обзор компании

Главные векторы деятельности «Объединенной авиастроительной корпорации»:

  • проектирование, производство, продажа и постпродажное техническое обслуживание летательных аппаратов гражданского, военного, транспортного и специального назначения;
  • модернизация, капитальный ремонт и утилизация воздушных судов;
  • обучение и специализация кадров, повышение квалификации пилотов и членов экипажей.

В 2017 г. «ОАК» удержала лидерство на мировом военном авиарынке, произведя 94 боевых самолёта, 38 из которых продала на экспорт.

К концу 2017 г. «ОАК» изготовила и передала заказчикам 22% от всего количества военных, транспортных и специальных самолётов, проданных в мире.

Объединённая авиастроительная корпорация

Компании и заводы, входящие в корпорацию, выпускают продукты под брендами мировой популярности: «Су», «МиГ», «Ил», «Ту», «Як», «Бе» и другими. В рейтинге рынка пассажирских лайнеров уверенные позиции занимают МС-21, Superjet 100.

Корпорации принадлежат предприятия в двадцати областях России и четырёх зарубежных государствах. С Китаем, Индией и Италией «ОАК» создала успешно работающие совместные предприятия.

Обзор рынка

В 2017 г. на всемирный рынок поставлено 1 754 новых воздушных судна — на 24 единицы больше, чем в 2016 г. Наибольшую часть поставок — 1 088 единиц, или 62%, — составили узкофюзеляжные магистральные лайнеры. Доля широкофюзеляжных самолётов составила 385 единиц, самолётов ближних магистралей — 281. В 2017 г. «ОАК» выставила на рынок 36 гражданских самолётов и обеспечила себе шестое место в мировом рейтинге, заняв сектор рынка в 1,8%.

Необходимо отметить, что в классе реактивных самолётов ближних магистралей, основном актуальном сегменте продукции корпорации, «ОАК» расположена на втором месте, охватив 19% мирового рынка воздушных судов (30 единиц).

В период 2013-2017 гг. корпорация ежегодно выпускала и продавала от 111 до 159 единиц летательных аппаратов, главным образом военного назначения.

Объединённая авиастроительная корпорация
Динамика поставок воздушных судов

В 2013 г. корпорация экспортировала 65% своей продукции.

В 2014 г. ситуация изменилась, последние годы на российском рынке продаётся от 69 до 80% всех самолётов, выпущенных «ОАК».

Продукция корпорации

Гражданская авиация

Модельный ряд представлен следующими самолетами:

  • Ил-114-300. Модернизированный региональный лайнер на 52-64 пассажира.
  • Superjet. Серийный ближнее-среднемагистральный самолёт на 87-103 места.
  • Ил-96-400М. Лайнер дальних магистралей, 210-350 пассажиров.

Планируется к запуску в производство дальнемагистрального лайнера CR929 на 210-350 мест.

Главный проект «ОАК» — МС-21, лайнер последнего поколения, предназначенный для массовых авиаперевозок. Впервые поднялся в воздух 28 мая 2017 года на аэродроме Иркутского авиазавода.

У МС-21 — самый большой диаметр фюзеляжа в его классе самолётов, обеспечивающий высокий уровень комфорта пассажиров, и позволяющий компании-владельцу уменьшить время обслуживания самолёта в аэропорту стоянки.

Военная авиация

Объединённая авиастроительная корпорация

Модельный ряд представлен:

  • Су-57. Многофункциональный истребитель 5-го поколения. Начато предсерийное производство.
  • Су-30, МиГ-29. Многофункциональные истребители поколения 4+.
  • МиГ-35, Су-35. Истребители-бомбардировщики поколения 4++.
  • Учебно-боевой реактивный самолёт Як-130 и учебно-тренировочный поршневой Як-152.

Транспортная авиация

Модельный ряд представлен:

  • Ил-76 МД-90А. Тяжелый транспортный самолёт, полезная нагрузка до 60 тонн.
  • Ил-122В. Лёгкий транспортник, 5 тонн.

Проектируется СВТС, средний военно-транспортный самолёт с нагрузкой до 20 т.

Специальная авиация

В этой категории выпускаются:

  • Многофунциональный самолёт-амфибия Бе-200, с максимальной нагрузкой 12 т.
  • Ан-148, Ту-204/214/204СМ, Ил-96, пассажирские самолёты специального назначения.

Стратегическая авиация

Ведётся модернизация и перезапуск производства стратегического бомбардировщика Ту-160. Проектируется перспективный стратегический дальний комплекс ПАК ДА.

ПАО «ОАК» реализует большую инвестиционную программу, достигшую пика в 2018 г.

Инвестиции

Направление инвестиций в 2018-2020 гг.:

  • НИОКР: 275 млрд руб.
  • Техническое перевооружение и реконструкция: 112 млрд руб.
  • Инфраструктурные и другие проекты: 16 млрд руб.

Инвестиционные вложения постепенно снижаются и в 2020 г. составили менее 115 млрд руб. Сокращение обусловлено уменьшением активных затрат на программы Су-35, Су-57, МС-21.

Структура акционерного капитала

Объединённая авиастроительная корпорация

Основной акционер корпорации «ОАК» — государство в лице «Росимущества» с долей владения 92,3%. Миноритарным акционерам принадлежат 7,7%.

Финансовые показатели

Динамика активов

Объединённая авиастроительная корпорация

Существенно возросшая за 2013-2016 гг. стоимость активов снизилась в 2017 г.

Капитал и обязательства

Объединённая авиастроительная корпорация

Суммарно капитал и обязательства корпорации в 2016 г. составили около 454 млрд руб. Динамика изменения показателей непосредственно связана с ростом или снижением активов.

Выручка

Объединённая авиастроительная корпорация

За пятилетний период выручка растёт и с 2017 г. превысила 50 млрд руб.

Чистая прибыль и валовая прибыль

Валовая прибыль с 2013 по 2017 гг. держалась практически на постоянном уровне, при этом чистая прибыль динамически изменялась.

По итогам 2015-2016 гг. корпорация понесла чистые убытки.

Дивидендные выплаты

По утверждённой дивидендной политике, источником дивидендных выплат является чистая прибыль корпорации по РСБУ.

Впервые «ОАК» выплатила дивиденды по итогам 2013 г., они составили 25,6% чистой прибыли по РСБУ.

За 2014 г. сумма выплаченных дивидендов — 25% чистой прибыли по РСБУ. За 2015-2017 гг. дивиденды не выплачивались.

Основные риски для миноритарных акционеров

К ним относятся:

  • Глобальная политическая и экономическая конфликтация может отрицательно подействовать на деятельность корпорации.
  • Изменение курсов валют вызывает негативную динамику цен экспортных поставок.
  • Валютные колебания отражаются на работе подчинённых и совместных компаний «ОАК», ведущих импортно-экспортные операции.
  • Рост банковских ставок отрицательно отразится на финансовых показателях.
  • Возможные неверные решения руководителей, неэффективная инвестиционная политика, выпуск нерентабельной продукции, плохая работа с издержками неблагоприятно влияют на экономическое состояние корпорации.
  • Возможные действия главного акционера и руководства корпорации, направленные против интересов миноритариев.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: