ПАО «Новороссийский морской торговый порт» (здесь и далее ПАО «НМТП») — одна из крупнейших стивидорных компаний в Европе, лидирующая по объему грузооборота на российском портовом рынке. Она владеет активами двух огромных морских портов, первый из них — Новороссийск (находится на Черном море) и второй — Приморск, расположенный на Балтийском море.
Указанные порты транспортируют следующие виды грузов: навалочные (подразумевают перевозку без тары), контейнерные, генеральные (штучный товар и продукция в упаковке) и наливные. Последние доставляются до пункта назначения в жидком или сжиженном газообразном состоянии. Это могут быть растительные масла, нефтепродукты, спирты, кислоты и пр.
Положение компании в отрасли
Суммарный грузооборот портовых компаний в России неуклонно растет и в настоящее время составляет более 816 млн тонн, 78 из которых приходится на ПАО «НМТП». А это приравнивается к 9,5% от общего грузооборота в стране.

Порты ПАО «НМТП» — одни из ведущих по экспорту и импорту разных видов грузов, соединяют РФ (через транспортные коридоры) со странами Средиземноморья, США, Южной Америки, Юго-Восточной Азии и др.
Важно! Основная масса грузов приходится на черные металлы и зерно.
Порт Новороссийск
Расположен в восточной части Черного моря. Его очевидные преимущества:
- Выгодное расположение. Новороссийск находится на пересечении международных транспортных коридоров, которые связывают Россию со множеством стран (Таиланд, Камбоджа, Вьетнам, Кипр, Франция, Бразилия, Мексика, Эквадор и многие другие).
- Благоприятные природные условия. Во многом из-за теплого климата, транспортировки осуществляются в любое время года, без простоев.
- Наличие современного перегрузочного оборудования.
- Развитая инфраструктура (как железнодорожная, так и трубопроводная).
- Универсальность активов. Это позволяет компании быстро реагировать на малейшие изменения на портовом рынке не только в России, но и странах ближнего и дальнего зарубежья.
И еще Новороссийск — единственный глубоководный порт в южной части России, эксплуатирующий морские причалы в СНГ и Балтии. Максимальная глубина некоторых из них составляет 24,5 м.
Порт Приморск
Один из ведущих портов в Северо-Западной части России, занимающийся транспортировкой нефти и нефтепродуктов (бензин, керосин, дизельное топливо, смазочные материалы и т. д.). Он расположен в Балтийском море, а точнее, в Финском заливе. Его преимущества:
- Является конечной точкой в трубопроводной системе Балтийского моря, что позволяет транспортировать нефть из разных месторождений, включая Урало-Поволжский и Западно-Сибирский районы России.
- Не требует больших затрат на ремонт (т. к. предприятие построено относительно недавно — в начале 2000-х годов).
- Порт находится рядом со странами Северной и Западной Европы, практически напрямую пересекая европейские транзитные грузопотоки.
Порт Балтийск
Расположен на берегу Балтийского пролива (Калининградская область) и обладает следующими преимуществами:
- Удачное географическое расположение. Пристань находится по соседству со странами Северной и Западной Европы.
- Принимает крупные суда, максимально загруженные транспортируемыми товарами, оборудованием, зерном, разными видами сырья, наливными и насыпными грузами (без тары и упаковки).
- Теплый климат. Обеспечивает круглогодичные перевозки во многие уголки России и не только.
- Большое количество складов (площадок).
- Наличие развитой транспортной инфраструктуры. Грузоперевозки осуществляются не только по России, но и в страны Восточной и Центральной Европы. Поскольку порт находится недалеко от Калининграда, время доставки грузов в разы ускоряется.
Основные активы
Предприятие имеет как минимум 5 основных активов, включая порты, судоремонтные заводы, буксирные компании и пр.
ООО «ИПП»
Это одно из крупнейших транспортных предприятий в Новороссийске, площадь которого составляет порядка 10 га. Компания оказывает следующие виды услуг:
- Прием грузов из цистерн и отправка их на морские суда.
- Экспертиза полученных грузов (проверка качества в лабораторных условиях).
В операциях по импорту и экспорту участвуют различные удобрения (в основном минеральные), продукты нефтепереработки, растительные масла и др.
АО «Новороссийский судоремонтный завод»
Предприятие оказывает судоремонтные и стивидорные услуги, считается крупнейшим портовым оператором на Черном море. На территории завода находится 10 причалов, суммарная площадь которых превышает 1,7 км. В работе используется современное грузоподъемное оборудование. В числе прочих услуг:
- хранение и отправка грузов;
- портовые операции и пр.
Обратите внимание! АО «НСРЗ» принимает суда протяженностью до 190 м.
АО «Флот Новороссийского морского торгового порта»
Считается ведущей буксирной компанией на территории РФ. Предприятие занимается такой деятельностью, как:
- буксировка и швартовка судов (крепление к причальной стенке или пирсу, а также к другому судну);
- услуги по охране природы и предупреждению пожаров.
На территории предприятия можно обнаружить буксиры и морские суда разного назначения.
ООО «Приморский торговый порт»
Организация занимается транспортировкой нефти и нефтепродуктов, имеет 6 крупных причалов. Суммарный грузооборот составляет более 53 млн тонн. Дополнительная специализация: информационные услуги, противопожарные мероприятия, снабжение судов топливом и др.
ООО «Балтийская Стивидорная Компания»
Предприятие занимает лидирующие позиции по обороту контейнерных грузов (в Калининградской области). На территории расположено 2 причала протяженностью более 200 м. Имеется достаточное количество складских площадей и качественное подъемно-погрузочное оборудование.
Структура акционерного капитала
Главный акционер ПАО «НМТП» — ПАО «Транснефть» (доля акций составляет 50,1%). Другие акционеры:
- Росимущество (доля — 20%).
- ООО «Транснефть-Сервис» (10,5%).
Поэтому, учитывая вышеперечисленные показатели, ПАО «НМТП» по праву можно назвать успешным и эффективным.
Финансовые показатели
Активы компании превышают 138 млрд рублей, а размер ежегодной выручки равняется 40-50 млн руб. (но выраженная динамика отсутствует).

Однако случаются и чистые убытки. Наглядный пример — 2014-2015 гг.

Какие риски подстерегают акционеров
Тем, кто планирует покупать акции у предприятия ПАО «НМТП» нужно опасаться следующего:
- Ухудшения экономической и политической обстановки в России и мире в целом (особенно в условиях пандемии и финансового кризиса).
- Конкуренции и снижения активности грузоперевозок.
- Увеличения процентных ставок.
- Снижения курсов валют.
- Аварий и выхода из строя подъемно-транспортного оборудования.
И это лишь несколько сценариев негативного развития событий. Поэтому нужно учитывать каждую деталь и мыслить на несколько шагов вперед.
ПАО «НМТП» — процветающая и прибыльная торгово-транспортная компания, владеющая несколькими крупными портами и другими морскими предприятиями. За последние несколько лет прибыль организации заметно возросла (после череды падений и неудач в 2014-2015 гг.), и состоятельные бизнесмены охотно скупают акции. Однако от финансовых потерь никто не застрахован, вот и «Новороссийский морской торговый порт» не стал исключением.