ГТМ

ПАО «Глобалтрак менеджмент» — это компания, специализирующаяся на грузоперевозках, владеющая собственным автопарком и управляющая транспортными средствами, взятыми в лизинг. Лидер в сфере доставки грузов в Сибири и на Урале. На российском рынке является вторым FTL-перевозчиком по размеру автопарка.

Штаб-квартира ПАО «ГТМ» находится в Москве.

Обзор рынка

На операционные и финансовые показатели компании оказывает влияние ситуация на внутрироссийском рынке грузоперевозок, так как перевозки грузов внутри страны являются основной сферой деятельности ПАО «ГТМ».

Высокая внутриотраслевая конкуренция

Большое количество автотранспортных и логистических компаний, наличие развитой железнодорожной сети создало высокую внутриотраслевую конкуренцию. За 2019 год грузооборот посредством автотранспортных перевозок увеличился на 5,8 % и достиг 274 млрд т-км.

«Деловые линии», «ПЭК», «Монополия», «Траско», TELS, Major Gargo Service, «РутрансЛогистик», «Дентро», XPO Logistics Europe, DB Scherker являются основными конкурентами ПАО «ГТМ» на внутрироссийском и зарубежных рынках грузоперевозок.

Общероссийский парк большегрузных транспортных средств насчитывает свыше 135 тыс. единиц, более половины которых приходится на небольшие компании (до 50 единиц техники) или принадлежит частным лицам.

Тенденция к консолидации отрасли

На начало 2020 года около 80 % автомобильных грузоперевозок производилось малыми и средними компаниями и только около 20 % — крупными. Однако сложная экономическая ситуация в стране стимулирует дальнейшую консолидацию отрасли.

В сфере грузоперевозок сегодня наметилось две тенденции: ускоренный рос доли сектора e-commerce и экспансия крупных торговых сетей в Сибирь и на Урал.

Плата за возмещение вреда увеличила стоимость перевозок

На развитии отрасли сказалось введение платы за возмещение вреда, причиняемого трассам федерального значения автотранспортными средствами свыше 12 тонн. Расчет производится через платежную систему «Платон».

Старт данной программы увеличил стоимость перевозок грузов на 1—5 %, что привело к росту тарифов.

Обзор бизнеса

Основное направление деятельности «ГТМ» — это коммерческая перевозка грузов. В начале 2020 года автопарк компании насчитывал 1 318 грузовых автопоездов, которые являются собственностью компании либо взяты в лизинг.

Эксплуатируемые компанией транспортные средства довольно новые, средний возраст тягачей — не более трех лет. После 5-7 лет использования автотранспорт реализуется на вторичном рынке.

Автопарк представлен тягачами Volvo, Scaria и полуприцепами Schmits Cargobull, Knore и Kogel.

ГТМ

Доставка грузов компанией «ГТМ» производится в основном по территории РФ. На долю международных перевозок (в страны ЕС) приходится всего лишь 10 %.

Структурные подразделения «ГТМ»

В состав перевозчика входит всего 11 подразделений, расположенных в Новосибирске, Екатеринбурге, Магнитогорске, Тюмени, Перми, Чебоксарах, Омске, Уфе, Самаре, Челябинске и Ногинске (Московская область).

В Екатеринбурге, Магнитогорске, Новосибирске, Омске, Перми и Ногинске, где проходят ключевые маршруты компании, имеются собственные сертифицированные центры для технического обслуживания и ремонта транспортных средств.

Основные клиенты компании — крупные торговые сети, наиболее значимые из них: IKEA, METRO, X5, Retail, Prokter&Camble, Lenta, «Магнит», «Сибур», ММК, Unilever, «Детский Мир», «Спортмастер».

Чем определяются доходы компании?

ГТМ

Структура доходов ПАО «ГТМ»:

  • 89,3 % выручки приносит перевозка грузов;
  • 10,6 % — услуги экспедирования;
  • 0,1 % — прочие услуги.

Раскладка по типам грузов за 2019 год следующая: доходы от перевозок тентовыми полуприцепами составили 63 %, рефрижераторными — 37 %.

За 2019 год отмечалось увеличение общего объема перевозок, выраженного суммарным пробегом тягачей на 12% (266,4 млн км за 2019 год). Среднемесячный пробег одного тягача достиг 16,5 тыс. км, что больше аналогичного показателя за 2018 год на 3,8 %.

Из вышеприведенных показателей видно, что нагрузка на единицу техники увеличилась, коэффициент груженого пробега в 2019 году составил 92,6 %.

Структура акционерного капитала

ГТМ

Акционерный капитал компании распределился следующим образом:

  • 61% активов находится у самого крупного акционера компании GT Globaltruck Limited, зарегистрированной на Кипре. Опосредованный контроль над ней осуществляет Елисеев Александр Леонидович посредством принадлежащей ему Litten Investments Limited, владеющей 75 % акций GT Globaltruck Limited;
  • 8,8 % акций находятся в ведении Суверенного фонда Саудовской Аравии AYAR INTERNATIONAL INVESTMENTS COMPANY;
  • 5,9 % — являются собственностью ООО «РФПИ Управление ирвестициями-6», находящегося под доверительным управлением «Российского фонда прямых инвестиций».

24,3 % ценных бумаг приходится на всех прочих акционеров.

Финансовые показатели

В 2019 году после нескольких лет роста произошло падение активов до 9,95 млрд рублей на фоне снижения стоимости основных средств. Капитал имеет стабильную тенденцию к росту, достигнув рекорда в 2019 году (4,91 млрд руб.).

ГТМ

Обязательства находятся в состоянии стабильности и составили 5,04 млрд рублей на 2019 год. Выручка грузоперевозчика неуклонно растет (9,54 млрд руб в 2019 г) одновременно с ростом выручки на оказание транспортных услуг.

Показатели прибыли пребывают в режиме стагнации. Операционная прибыль в 2019 году составила 817,6 млрд руб., а чистая прибыль снизилась до 260,4 млн руб. Операционный денежный поток стабилен. Свободный денежный поток в 2019 году вошел в плюс после двух лет падения накануне.

ГТМ

Дивидендные выплаты

Дивидендная политика, утвержденная в сентябре 2017 года, определила источником дивидендных выплат чистую прибыль. Размеры выплат определяются соотношением Чистого долга/EBITDA:

  • если вышеназванное соотношение меньше 1 — выплате подлежит не менее 50 % свободного денежного потока;
  • от 1 до 2,5 — не менее 25 %;
  • больше 2,5 — выплата дивидендов нецелесообразна.

В 2018 году дивидендных выплат не производилось по причине отрицательного денежного потока. Сумма выплачиваемых дивидендов не должна превышать чистую прибыль компании по итогам отчетного года.

Основные риски для миноритарных акционеров

К ним относятся:

  • Падение доходов населения и снижение деловой активности.
  • Высокая конкуренция в отрасли, в том числе изменение спроса в пользу других способов доставки.
  • Введение санкций и снижение объема товарооборота на внешнем рынке.
  • Удорожание грузоперевозок из-за роста цен на топливо и платежей в системе «Платон».
  • Подорожание транспортных средств и их комплектующих.
  • Финансовые риски, обусловленные наличием текущих обязательств и привлечением посторонних инвесторов.
  • Риски, связанные с недостаточно эффективной работой топ-менеджеров компании.
  • Действия мажоритарного акционера, противоречащие интересам миноритарных акционеров.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: