ПАО «Научно-производственная корпорация «Объединённая Вагонная Компания» — железнодорожное предприятие, обслуживающее вагоны и занимающееся предоставлением транспортных услуг. Является лидером вагоностроения в России, производственная мощность достигает 22 тыс. вагонов в год. Штаб-квартира компании располагается в Москве.
Обзор рынка
Отрасль вагоностроения по итогам 2019 г. отметилась новым рекордом — производство грузовых магистральных вагонов достигло 79,6 тыс. штук, что на 16% больше показателя 2018 г., и это является историческим максимумом.
В целом производство вагонов последние годы растёт на фоне увеличения погрузки железнодорожного транспорта в стране. Однако по итогам 2019 г. погрузка оказалась на 0,9% ниже, чем годом ранее, и составила 1,28 млрд тонн, снизившись впервые с 2015 г.
Превышение производством спроса со стороны рынка, особенно с учётом резкого падения перевозок в начале 2020 г., может привести к перепроизводству, что уже происходило в 2013 г. Тогда государству пришлось субсидировать крупнейших производителей, чтобы спасти отрасль.
На фоне снижения погрузки и рекордных объёмов выпуска новых вагонов в России профицит полувагонов к декабрю 2019 г. вырос до 26 тыс. единиц.
Для сокращения профицита на рынке государством были предприняты меры по списанию старого вагонного парка в РФ.
Крупнейшим российским производителем вагонов является ПАО «НПК ОВК», на долю которого приходится более 26% рынка.
Обзор бизнеса
ПАО «НПК ОВК» занимается разработкой, производством и реализацией грузовых вагонов, сервисным обслуживанием и ремонтом железнодорожного подвижного состава, а также предоставляет услуги долгосрочного лизинга и транспортные услуги с использованием вагонов собственного производства.
По итогам 2019 г. объём производства вагонов увеличился на 7% по сравнению с 2018 г. и составил 21 тыс. вагонов, что стало рекордным показателем для компании.
Около 46% всего производства приходится на полувагоны, ещё 35% составляет выпуск хопперов (саморазгружающийся бункерный грузовой вагон для перевозки массовых сыпучих грузов) и ещё около 5% — выпуск цистерн.
Вагонный парк компании, находящийся в собственности или финансовом лизинге, на начало 2020 г. насчитывал 16 тыс. единиц техники. При этом около 99% парка — полувагоны нового поколения.
Предприятия, входящие в состав «НПК ОВК»:
- АО «Тихвинский вагоностроительный завод». Крупнейший в России производитель вагонов.
- АО «ТихвинСпецМаш». Занимается выпуском специализированных вагонов.
- НПЦ «Пружина». Предприятие, выпускающее пружины для транспортных и грузовых средств.
- Универсальная контейнерная компания UNICON 1520. Транспортная компания, специализирующаяся на перевозке наливных грузов, в том числе нефтехимических и химических, а также сжиженных углеводородных газов.
- Компания RAIL1520. Лизинговый оператор, предоставляющий грузовые вагоны на условиях долгосрочной аренды.
- АО «Тихвинский Сборочный завод «Титран-Экспресс». Производственный комплекс, занимающийся ремонтом и модернизацией подвижного состава, а также изготовлением комплектующих для грузовых вагонов. Проектная мощность предприятия составляет более 3,5 тыс. вагонов в год.
- Всесоюзный научно-исследовательский центр транспортных технологий. Инжиниринговый исследовательский центр, осуществляющий работу в сфере грузового железнодорожного подвижного состава.
Структура акционерного капитала
Самый большой пакет акций — около 27,8% — принадлежит ПАО Банк «Траст». Ещё 24,3% акций владеет ПАО Банк «ФК Открытие», в том числе через контролируемые банком пенсионные фонды.
15% принадлежат бизнесмену Эмилю Пирумову через кипрскую компанию «Плейнвайт Консалтантс Лимитед». 10,4% акций владеет ПАО «Сафмар Финансовые инвестиции» через контролируемый обществом пенсионный фонд «Сафмар».
Ещё 9,3% акций принадлежат концерну «Уралвагонзавод». У прочих акционеров в руках 13,2% акций компании.
Финансовые показатели
Динамика активов
Активы растут с каждым годом, но последние четыре года наблюдается крайне слабая прибавка.
Капитал и обязательства
Активы в основном состоят из обязательств, которые впервые сократились с 2015 года.
Выручка
Впервые выручка в 2019 году оказалась меньше, чем в прошлых годах.
Чистая и операционная прибыль
Впервые в 2019 году чистая прибыль не была в убытке.
Денежный поток
Денежный поток компании не имеет ярко выраженной динамики и за последние несколько лет часто находился в отрицательной зоне.
История дивидендных выплат
ПАО «НПК ОВК» ни разу не выплачивало дивиденды с момента первичного размещения своих акций на Московской бирже в 2015 г. Это связано с высокой долговой нагрузкой и убытками прошлых лет. Дивидендная политика компании, утверждённая в марте 2015 г., предполагает при распределении прибыли соблюдение баланса между дивидендными выплатами акционерам и реинвестированием в собственное развитие, однако не даёт чётких критериев для расчёта возможных дивидендов.
Основные риски для миноритарных акционеров
К ним относятся:
- Трудная экономическая ситуация в России и мире.
- Уменьшение погрузки железнодорожного транспорта в России.
- Рост конкуренции и падение цен.
- Низкая рентабельность и убытки от деятельности компании.
- Изменение условий финансирования и существенное изменение ставок привлечения капитала со стороны кредиторов.
- Просчёты управленцев.