Торговая сеть «Магнит» широко известна в России. Эта компания входит в индекс Московской Биржи. Владельцем крупнейшей сети магазинов, объединенных под брендом «Магнит», является холдинг ПАО «Магнит».
Обзор компании
«Магнит» носит мультиформатный характер и ориентируется на запросы различных групп клиентов.
Виды магазинов:
- «Магнит у дома». Торговые точки располагаются в жилом секторе, в непосредственной близости от потребителей. Небольшого размера — до 600 м2. Торгуют самыми необходимыми продуктами и товарами повседневного спроса.
- «Магнит Семейный». Относится к категории супермаркетов. Занимает помещения размером 1000-1500 м2. Чаще всего располагаются в оживленных торговых центрах. Ассортимент как продуктов, так и продовольственных товаров расширенный.
- «Магнит Семейный +». Гипермаркеты размером 1500-3000 м2. Уделено большое внимание сервису, акциям, увеличивающим лояльность покупателей: дегустации, розыгрыши призов, промоакции и т. п.
- «Магнит Косметик». Небольшие торговые точки размером до 250 м2. Специализируются на продаже непродовольственных товаров, главным образом косметике, гигиенических и лечебных товарах.
- «Магнит Аптека». Сеть аптек с лекарствами и сопутствующими товарами. В 2018 году компания приобрела фармдистрибьютера «СИА групп». Ожидается, что это принесет положительные изменения в работу магазинов «Магнит Косметик» и «Магнит Аптека».
Работа ПАО «Магнит» основывается на хорошо организованной системе логистики. Компания располагает десятками распределительных центров и собственной техникой для грузоперевозок.
Сравнение основных показателей
Сокращение доходов населения отрицательно сказалось на продуктовой отрасли, что привело к усилению конкуренции в этой сфере. По количеству открытых продуктовых магазинов «Магнит» находится на первом месте среди других торговых сетей.
По общей площади «Магнит» так же находится в лидерах, хотя он ориентирован на небольшие магазинчики вблизи от покупателей.
А вот по совокупному объему продаж компанию обгоняет сеть «Х5». В продуктовой отрасли сохраняется конкуренция и фрагментированность. Ни одна из сетей не занимает больше 10% рынка, а большая его часть (70%) приходится на мелкие магазины.
В 2018 году основатель холдинга Сергей Галицких продал большой пакет акций (29,1%) ВТБ. В этом же году часть этого пакета (11,8%) перешла компании Marathon Group.
Операционные данные
Торговая сеть активно развивается. Ежегодно открываются новые магазины. В конце 2017 года их насчитывалось 16350:
- «У дома» – 12125;
- «Магнит Косметик» и Магнит Аптека» – 3774;
- гипермаркеты – 243;
- «Магнит Семейный» – 208.
Неуклонно растет количество торговых площадей и покупателей.
Экономические показатели
Динамика активов
Холдинг ведет активную политику по захвату доли. В результате за последние годы активы компании заметно выросли.
Капитал и обязательства
Уровень закредитованности холдинга не высок (51% на 2017 г.). Скорость роста капитала выше, чем рост обязательств.
Выручка
Выручка компании постоянно растет, но скорость увеличения этого показателя постепенно замедляется.
Чистая и операционная прибыль
С 2015 года отмечается сокращение прибили. Это связано с тем, что рентабельность магазинов уменьшается, а расходы растут. Соответственно, уменьшается и денежный поток.
Дивидендная политика
В течение последних пяти лет холдинг регулярно перечислял дивиденды держателям акций.
Основные риски для вкладчиков
К ним относятся:
- Вероятность сокращения потребительского спроса. Рентабельность компании зависима от уровня дохода покупателей. Стоит ухудшиться экономической ситуации — сократится спрос на товары сети. Это приведет к уменьшению объемов продаж, выручки и прибыли.
- Вероятность значительной конкуренции. В сфере продажи продовольствия и товаров первой необходимости существует самая активная конкуренция. Кроме того, эта отрасль отличается большой изменчивостью, к которой необходимо быстро приспосабливаться. Если на рынке продуктов и бытовых товаров появятся новые участники, которые будут активно продвигать себя, то соперничество станет еще более жестким, а положение холдинга усложнится.
- Вероятность увеличения расходов. Чем больше растут цены на товары, услуги, сырье, аренду помещений и увеличиваются расходы на оплату труда сотрудников, тем сильнее сокращается доходность компании.
- Вероятность изменений в условиях получения кредитов. Для расширения торговой сети холдингу необходим заемный капитал. Удорожание кредитов сократит возможность вкладывать средства в развитие и выполнять текущие обязательства.
- Вероятность ошибок руководства и негативного отношения к миноритарным вкладчикам. Есть риск того, что управляющие холдингом будут придерживаться ошибочной политики, совершать невыгодные для роста стоимости компании сделки, пренебрегать интересами миноритарных вкладчиков.