«Аптечная сеть 36,6» — крупнейшая российская розничная сеть, специализирующаяся на реализации товаров для красоты и здоровья. Под управлением группы работает более тысячи аптек, в том числе бренды «36,6», «Горздрав», «А5» и т. д. Оптовая продажа лекарственных средств также входит в сферу деятельности корпорации.
По итогам 2018 года «Аптечная сеть 36,6» входит в пятерку крупнейших аптечных корпораций российского розничного фармацевтического рынка, насчитывая более 1300 аптек.
Небольшой обзор российского фармацевтического рынка
Фармацевтический рынок в России работает в условиях девальвации национальной валюты и падения реальных доходов граждан. Розничных продаж в 2018 году было реализовано на сумму 1,2 млрд руб.
При этом доля препаратов российского производства составила 59% в натуральном выражении и 29,2% – в стоимостном. Такая раскладка обусловлена более дешевой стоимостью упаковки отечественных препаратов в сравнении с импортными аналогами.
Основными характеристиками российского розничного рынка лекарственных средств являются высокая конкуренция и сильная раздробленность. Доля самых крупных аптечных сетей составляет не более 5,5%. По итогам 2018 года 42% рынка приходится в совокупности на 20 компаний.
Доля группы «Аптечная сеть 36,6» по объемам продаж составила 3,64%. Она занимает шестое место среди лидирующих аптечных корпораций по количеству действующих аптек.
Обзор бизнеса группы «Аптечная сеть 36,6»
«Аптечная сеть 36,6» стала детищем бизнес-партнеров Сергея Кривошеева и Артема Бектемирова, начавших свое сотрудничество в конце 90-х. В 2003 году компания стала первым представителем фармацевтического сектора экономики, разместившим свои активы на Московской фондовой бирже, и реализовала таким образом 20% акций.
Курс на стратегию слияния и поглощения
До кризиса 2008 года группа активно поглощала мелкие региональные фармацевтические компании (в нее вошли «Мега-стиль», «Неболит», «Таблетка», «Чаша здоровья», «Фармация» и т. д.), а также активно открывала новые розничные точки. К концу лета 2007 г. их насчитывалось более тысячи.
Глобальный кризис стал серьезным ударом по бизнесу аптечной сети. Однако при значительном ухудшении финансовых показателей по итогам 2012-2013 годов группа продолжала реализацию стратегии слияния и поглощения:
- 2014 год стал знаменателен присоединением финской фармацевтической компании Oriola КД;
- в 2015 — завершилась сделка по объединению с аптечной группой A.v.e.;
- в конце 2016 — с сетью А5.
Стремясь оптимизировать расходы, компания к концу 2018 года сократила более 400 наименее рентабельных аптек.
Структура группы
ПАО «Аптечная сеть 36,6» включает в себя целый ряд торговых лекарственными препаратами точек.
Ниже названы наиболее известные бренды:
- «36,6» является одной из крупнейших российских розничных сетей и главным брендом группы. Под этой маркой открыты крупнейшие в России (площадь – 1 000 кв. м) гипермаркеты «Флагман здоровья», реализующие товары для здоровья и красоты.
- «Аптеки Горздрав» — сеть, приобретенная группой в 2015 году, работает на территории Москвы и Санкт-Петербурга. Реализует товары преимущественно низкой ценовой категории, практически не используя скидки и акции для привлечения покупателей.
- A. v. e Luxury позиционируется как продавец товаров для красоты и здоровья для премиум-сегмента, предоставляя клиентам персонального менеджера, фитобар и сервис европейского уровня.
Более того, компания включает в себя онлайн-порталы apteka 366.ru, 366.ru и gorzdrav.org, где предоставляется возможность выбрать и заказать любой из 15 000 товаров, предлагаемых корпорацией. Получить заказ можно в ближайшей розничной единице.
Структура акционерного капитала компании
Допэмиссия и реализация 4,4 млрд акций, произведенных в начале 2019 года, существенно изменили состав акционеров компании.
На 2 квартал 2019 года инвестиционные составляющие следующие:
- 26% активов принадлежит дочерней организации инвестиционно-консалтинговой компании Altus Capital;
- 19,17% — держит «Московский кредитный банк», являющийся довольно крупным кредитором группы и ставший акционером в результате реструктуризации кредитной задолженности;
- 19,1% — владеет инвестиционная компания Long-Term Investmarts Luxemborg S. A.;
- 9,7% — Paneario Holdings Limited, бенефициаром которой является немецкий юридический консультант Филипп Леннерт;
- 5,2% — находятся в ведении американского аптечного ритейлера Alliarce Boots Holding Limited.
Оставшимися 20,4% акций владеют прочие акционеры.
Финансовые показатели ПАО «Аптечная сеть 36,6»
После роста в 2016 году динамика активов имеет тенденцию к снижению. Дефицит капитала с 2016 г. нарастает и стал рекордным в 2018 г., перешагнув планку в 36,8 млрд рублей. Обязательства аптечной сети растут с 2015 г. Объемы выручки пребывают в режиме стагнации. Валовая прибыль также не отмечает роста. За последние пять лет компания не имела чистой прибыли, а рост убытков не замедляется, достигнув рекорда в 2018 г.
В течение прошедших пяти лет лишь один раз в 2015 году группа вышла на положительный денежный поток от операционной деятельности. «Аптечная сеть 36,6» отказалась от дивидендных выплат. Прибыль тратится на развитие и погашение долговых обязательств.
Основные риски миноритарных акционеров:
- Появление более конкурентоспособных крупных игроков на розничном фармацевтическом рынке.
- Снижение покупательской способности населения.
- Усиление влияния государства на фармацевтический рынок путем регулирования цен на лекарственные средства.
- Риски, связанные с деятельностью контрагентов и ростом закупочных цен.
- Ошибочная стратегия менеджмента.
- Финансовые риски, связанные с необходимостью выполнять обязательства по задолженности.