Mail.ru Group – технологическая компания, работающая, в основном, на российском рынке. Создатель и владелец интернет-портала Mail.ru, социальных сетей, игровых и коммерческих проектов.
Ценные бумаги компании обращаются на Лондонской и Московской фондовых биржах.
Материнский холдинг зарегистрирован на Виргинских островах.
Характеристика рынка
Российское интернет-сообщество в июне 2020 г. насчитывало около 95 млн человек. 93% из них в той или иной степени пользуются сервисами и продуктами Mail.ru Group.
Благодаря развитым социальным сетям и другим онлайн-ресурсам Mail.ru Group добилась самой высокой в российском интернет-пространстве вовлеченности пользователей – 20% от общего их числа.
В РФ доходы от рекламы в интернете достигают 49% от общего объёма средств, которые даёт рекламная индустрия. Эта цифра будет неуклонно расти: в Китае доходы от интернет-рекламы составляют 65%, в Великобритании и Швеции – 68%.
За 2019 год совокупный доход от интернет-рекламы на российском рынке приблизился к 244 млрд рублей. Доля Mail.ru Group в этой сумме – около 15%.
Российский онлайн-маркет сплочён и консолидирован. Все его секторы поделены между основными участниками – Яндексом, «Сбером» и Mail.ru Group, каждый из которых формирует свою систему, разрабатывая новые продукты на собственной платформе.
В ближайшей перспективе IT-корпорации ожидает обострение конкуренции и борьба за пользователя.
Обзор бизнеса
Деятельность компания начала в 1988 г. как бесплатная почтовая служба. Сегодня сервис Mail.ru – самая развитая электронная почта в русскоязычном секторе интернета и по суточному числу посещений вошла в первую пятёрку мировых почтовых сервисов.
Mail.ru Group, основанная в 2005 г., к 2020 году превратилась в крупнейшую в России интернет-платформу. Она интегрировала электронную почту, мессенджеры, популярные социальные сети, электронные игры, службы онлайн-коммерции.
С Alibaba Group, РФПИ и ПАО «МегаФон» компания является акционером совместного предприятия «AliExpress Россия».
Mail.ru Group и «Сбер» создали совместную платформу в области питания и транспорта.
Структура выручки Mail.ru Group (2019 год)
Основные составляющие бизнеса
Почтовые сервисы
Объединяют Почту Mail.ru, Облако Mail.ru и поисковую систему.
У электронной почты Mail.ru в месяц около 32,3 млн клиентов – это высший показатель в российском почтовом сегменте. Служба позволяет неограниченный объём индивидуального почтового ящика, обмен файлами размером до 20 Гб, оснащена защитой от вирусов и спама.
Mail.ru двигает проекты «Новости», «Авто», «Спорт», «Кино», «Здоровье», Hi-Tech, «Леди» и другие. На портале работают популярные мессенджеры ICQ и Агент Mail.ru.
Поиск Mail.ru – крупнейший по объёму трафика поисковый сервис в России.
Облако Mail.ru обеспечивает клиентам накопление информации в облачном пространстве, синхронизацию с устройствами и управление из любой локации, где есть доступ в интернет.
Социальные сети
Mail.ru Group создала и поддерживает русскоязычные социальные сети с многомиллионной аудиторией: «ВКонтакте», «Одноклассники», «Мой мир».
«ВКонтакте» — наиболее популярная в России и ближнем зарубежье социальная сеть и мессенджер, в которых более 73 млн пользователей. В этой аудитории, по данным от 31 марта 2020 г., около 91% – владельцы мобильных устройств.
«ВКонтакте» – крупнейшая площадка, на которой работают сервисы VK Music, VK Pay, VK Live, VK Apps, VK Messenger, VK Business и другие.
По данным Mediascope, ежемесячно соцсеть посещают 74% всех пользователей Рунета.
«Одноклассники» — популярнейшая российская социальная сеть с числом зарегистрированных пользователей более 71 млн, крупнейшая в России интернет-площадка по просмотрам видеоконтента — свыше 870 млн включений в сутки.
Игровой платформой соцсети ежемесячно пользуются более 17 млн человек.
Позволяет совершать онлайн-покупки, оплачивать ЖКХ, переводить деньги, предоставляет другие финансовые услуги.
«Мой Мир» — третья русскоязычная социальная сеть, принадлежащая Mail.ru Group.
С 2014 по 2019 г. ежемесячная аудитория площадки уменьшилась в пять раз — с 25 до 5 млн пользователей.
В рамках проекта «Мой Мир» разработан собственный программный интерфейс, позволяющий независимым гейм-разработчикам размещать приложения для пользователей. Благодаря этому площадка лидирует по числу выпущенных игр.
Игровое направление
MY.GAMES — подразделение Mail.ru Group, с 2014 по 2020 г. запустило свыше 150 игровых проектов, в которых зарегистрированы 740 млн человек. Из них активных пользователей – около 25 млн.
В игровом направлении компания Mail.ru Group входит в тройку европейских лидеров по доходам от мобильных приложений. По итогам III квартала 2020 г., 76% выручки MY.GAMES дал зарубежный рынок.
Игровое дивизион продвигает популярные во всём мире игры – Warface, Revelation, ArcheAge, Perfect World и другие.
Электронная коммерция
В это направление входят проекты «Юла», Delivery Club и Pandao.
«Юла» — российский сервис бесплатных объявлений, позволяющий продавцу и покупателю найти друг друга с помощью геолокации. Ежемесячная аудитория сервиса – около 27 млн человек.
Фудтех-проект Delivery Club — крупнейшая в России служба поиска и доставки готовой еды, объединяющая более 12 тыс. ресторанов.
Pandao — интернациональная площадка, торгующая недорогими китайскими товарами.
Помимо этого, компания предлагает проекты для бизнеса: myTarget, myTracker, Tarantool и другие.
Разработаны и внедряются проекты онлайн-образования, облачных технологий, искусственного интеллекта.
Структура акционерного капитала Mail.ru Group на 26.02.2020:
- 27% акций принадлежит компании Prosus, входящей в южноафриканский холдинг Naspers, специализация – интернет-технологии и СМИ;
- 9% имеет корпорация Alibaba, Китай;
- 7% принадлежит китайскому инвестиционному холдингу Tencent;
- 5% акций в распоряжении АО «МФ-Технологии», совместного предприятия «Сбера», «Ростеха», «Мегафона» и «USM Holdings». Располагая акциями А-класса, «МФТ» фактически контролирует компанию;
- 53% акций в свободном обращении.
Финансовые показатели:
- Активы, в большей части нематериальные, растут и на 30 сентября 2020 г. составили 269,3 млрд руб.
- Капитал в III квартале 2020 г. достиг рекордных 189,7 млрд руб., благодаря доходу от эмиссии депозитарных расписок. Обязательства составили 79,6 млрд руб.
- Выручка растёт и по итогам 2019 г. поднялась до рекордных 96,2 млрд руб.
- Показатели прибыли неустойчивы. В 2018 г. деятельность компании была убыточной.
- Операционный поток стагнирует в значениях 12-17 млн руб. за последние пять лет.
- Дивиденды Mail.ru Group не выплачивает, вкладывая прибыль в развитие.
Основные риски для миноритарных акционеров:
- Высокая конкуренция других игроков рынка.
- Возможная рецессия экономики и падение доходов населения.
- Завышенные оценки компании, использующей высокие мультипликаторы.
- Неверные оценки сроков и отдачи инвестиционных программ.
- Внешнеполитические санкции, ограничивающие рынок компании.
- Недружественные акции контролирующего акционера.