Яндекс

«Яндекс» — технологическая компания, популярный поисковый сервис в интернете. Предоставляет десятки других услуг: интернет-реклама, e-commerce, онлайн-объявления, медиа, образование и др.

Обзор компании

Фирма имеет представительства и офисы в девяти странах мира. В России зарегистрирована как ООО «Яндекс», но 100% капитала компании принадлежат зарегистрированному в Нидерландах акционерному обществу Yandex N.V.

У фирмы есть более 6 сегментов бизнеса. Основной доход получает за счёт интернет-рекламы.

Яндекс
Структура выручки «Яндекс» в разбивке по сегментам в 2018 году, %

Рассмотрим подробнее основные сегменты бизнеса компании.

Поиск и портал

Поисковый сервис «Яндекса» в 2018 году генерировал 56,3% всего трафика в России по данным «Яндекс.Радар».

Компания предоставляет услуги в России, Беларуси, Казахстане и Турции. Ранее все сервисы фирмы также работали на Украине, однако в мае 2017 года её правительство ввело санкции против компании, заблокировав работу ресурса.

«Яндекс» показывает рекламные объявления в своей поисковой системе во время выдачи поисковых запросов, на собственных веб-страницах, а также на тысячах сторонних веб-сайтов, составляющих рекламную сеть компании.

Яндекс
Выручка сегмента «Поиск и портал», млн руб.

Кроме поискового, в сегмент входят ещё несколько сервисов:

  • «Яндекс.Почта» — крупнейший почтовый сервис в России.
  • «Яндекс.Новости» — крупнейший новостной портал в России.
  • «Яндекс.Директ» — платформа для размещения рекламы на основе аукциона.
  • «Яндекс.Погода» — сервис, предоставляющий данные о погоде по всему миру.
  • «Яндекс.Путешествия» — сервис, позволяющий осуществлять поиск и покупку авиа- и ж/д билетов.
  • «Алиса» — голосовой ассистент.
  • «Яндекс Браузер» — один из самых популярных браузеров на российском рынке. Занимает первое место в России по использованию на мобильных устройствах и второе место на стационарных компьютерах.
  • «Яндекс.Деньги» — третий по популярности в России сервис электронных платежей. На 75% принадлежит «Сбербанку» и на 25% — «Яндексу».

Данный сегмент принёс компании около 78% выручки в 2018 году.

Такси

«Яндекс.Такси» — это сервис онлайн-заказа такси. По итогам 2018 года «Яндекс.Такси» оказывает услуги в 18 странах и более чем в 300 городах. Заказ можно делать через приложение, сайт или по телефону.

В июле 2017 года между «Яндексом» и Uber было подписано соглашение об объединении бизнеса онлайн-заказа такси в России, Беларуси, Грузии, Армении и Казахстане. 53,9% акций в новом предприятии принадлежат «Яндексу».

Яндекс
Выручка сегмента «Такси», млн руб.

Также в данный сегмент входит отдел, разрабатывающий направление беспилотных автомобилей.

Доставка еды

«Яндекс.Еда» — сервис быстрой доставки еды. По итогам 2018 года работал в десяти городах России и сотрудничал более чем с 8 тыс. ресторанов, обрабатывал более 1 млн заказов в месяц.

E-commerce

В данном направлении компания учувствует в трёх основных проектах совместно с ПАО «Сбербанк»:

  • «Яндекс.Маркет» — маркетплейс, позволяющий людям покупать необходимые товары у различных продавцов. На площадке доступно сравнение товаров, цен, отзывов.
  • «Беру» — торговая онлайн-площадка, официально запущенная «Яндексом» и «Сбербанком» в 2018 году, где покупатели могут выбирать из более чем 100 тыс. товаров в 23 категориях (бытовая техника, электроника, детские товары, здоровье, товары для животных и пр.).
  • Bringly — онлайн-платформа, которая позволяет заказывать товары в Россию из Китая, Израиля, Турции и др.

Объявления:

  • «Яндекс.Авто» — платформа для автомобилистов, объединяющая ряд сервисов «Яндекса» («Яндекс.Навигатор», «Яндекс.Браузер», «Яндекс.Музыка», «Яндекс.Погода»), запущенная в 2017 году. Платформа имеет единый интерфейс и голосовое управление. Умеет идентифицировать водителей и устанавливать их персональные настройки на разные автомобили.
  • «Яндекс.Недвижимость» — один из крупнейших в России сервисов онлайн-объявлений об аренде и продаже недвижимости.
  • «Яндекс.Работа» — сервис, позволяющий искать объявления о вакансиях на крупнейших рекрутинговых сайтах России и СНГ.

Медиасервисы:

  • «КиноПоиск» — онлайн-кинотеатр, позволяющий пользователям смотреть кино, фильмы и сериалы.
  • «Яндекс.Музыка» — сервис, позволяющий прослушивать музыкальные треки. В базе сервиса более 40 млн композиций, а количество пользователей с платной подпиской превысило два миллиона человек.
  • «Яндекс.Афиша» — один из крупнейших в России сервис по продаже билетов на различные развлекательные мероприятия (кино, театры, выставки и пр.). «Яндекс.Эфир» — видеосервис, предоставляющий возможность онлайн-просмотра трансляций каналов центрального телевидения и собственных каналов «Яндекса».
  • «Яндекс.Плюс» — клиентский сервис, позволяющий осуществить единую подписку на все сервисы «Яндекса».

Эксперименты:

  • «Яндекс.Дзен» — платформа, позволяющая авторам создавать контент и монетизировать его, а читателям — формировать собственную ленту благодаря умному алгоритму, учитывающему интересы пользователя. В марте 2019 года ресурс посетили более 43 млн человек.
  • «Яндекс.Драйв» — российский каршеринговый сервис. На август 2019 года автопарк компании насчитывал около 11,5 тыс. автомобилей. Каршеринг является крупнейшим по числу машин в России, вторым в Европе и третьим в мире.
  • «Яндекс.Облако» — платформа, позволяющая хранить данные и управлять ими прямо из облака.
  • «Яндекс.Здоровье» — сервис, позволяющий пользователям получать онлайн-консультации квалифицированных врачей, находясь в любой точке мира.

Структура акционерного капитала

Яндекс

Крупнейшим акционером компании является её сооснователь Аркадий Волож, ему принадлежит доля в 48,4% компании. Ещё 6,4% владеет один из старейших сотрудников компании – Владимир Иванов. Доля в 2,8% акций принадлежит инвестиционному фонду OppenheimerFunds Inc, который в мае 2019 года был приобретён американским инвестиционным фондом Invesco Ltd.

2,4% акций находятся во владении инвестиционного фонда Harding Loevner LP. Ещё 2,2% акций принадлежат американской управляющей компании Wellington Management Group. У прочих акционеров 37,9% акций.

Финансовые показатели

Динамика активов

Яндекс

В 2018 году активы достигли рекордных значений, при этом росли каждый год.

Капитал и обязательства

Яндекс

В 2018 году капитал достиг максимальных значений, за счёт чего и произошёл рост активов. Обязательства при этом достигли минимальных значений.

Выручка

Яндекс

Выручка имеет растущую динамику.

Чистая прибыль и операционная прибыль

Яндекс

Операционная прибыль последние годы стагнировала, однако по итогам 2018 г. показала заметный рост, но наибольшую положительную динамику в 2018 г. продемонстрировал показатель чистой прибыли.

Денежный поток

Яндекс

Денежный поток в целом имеет растущую динамику.

История дивидендных выплат

«Яндекс» ни разу не выплачивал дивиденды своим акционерам, предпочитая вкладывать деньги в развитие бизнеса. По словам топ-менеджеров, выплачивать дивиденды в ближайшие годы компания также не планирует. Однако летом 2018 года было объявлено о программе обратного выкупа акций на 100 млн долл., позже эту цифру увеличили до 150 млн. За 2018 год были выкуплены около 4,8 млн акций. Ранее обратный выкуп акций компания объявляла в 2013 и 2014 годах, выкупив тогда около 15,9 млн акций на сумму почти 500 млн долл.

Основные риски для миноритарных акционеров

К ним относятся:

  • Ситуация на рынке высоких технологий и переоценённость сектора на фондовых рынках.
  • Трудная экономическая ситуация в России и политические проблемы.
  • Просчёты управленцев.
  • Усиление контроля и ужесточение действующего законодательства в сфере регулирования интернета.
  • Рост конкуренции со стороны мировых технологических гигантов и российских IT-компаний.
  • Санкции и ограничения со стороны западных партнёров.
  • Ошибки и сбои в работе ведущих IT-проектов компании.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: