«Яндекс» — технологическая компания, популярный поисковый сервис в интернете. Предоставляет десятки других услуг: интернет-реклама, e-commerce, онлайн-объявления, медиа, образование и др.
Обзор компании
Фирма имеет представительства и офисы в девяти странах мира. В России зарегистрирована как ООО «Яндекс», но 100% капитала компании принадлежат зарегистрированному в Нидерландах акционерному обществу Yandex N.V.
У фирмы есть более 6 сегментов бизнеса. Основной доход получает за счёт интернет-рекламы.
Рассмотрим подробнее основные сегменты бизнеса компании.
Поиск и портал
Поисковый сервис «Яндекса» в 2018 году генерировал 56,3% всего трафика в России по данным «Яндекс.Радар».
Компания предоставляет услуги в России, Беларуси, Казахстане и Турции. Ранее все сервисы фирмы также работали на Украине, однако в мае 2017 года её правительство ввело санкции против компании, заблокировав работу ресурса.
«Яндекс» показывает рекламные объявления в своей поисковой системе во время выдачи поисковых запросов, на собственных веб-страницах, а также на тысячах сторонних веб-сайтов, составляющих рекламную сеть компании.
Кроме поискового, в сегмент входят ещё несколько сервисов:
- «Яндекс.Почта» — крупнейший почтовый сервис в России.
- «Яндекс.Новости» — крупнейший новостной портал в России.
- «Яндекс.Директ» — платформа для размещения рекламы на основе аукциона.
- «Яндекс.Погода» — сервис, предоставляющий данные о погоде по всему миру.
- «Яндекс.Путешествия» — сервис, позволяющий осуществлять поиск и покупку авиа- и ж/д билетов.
- «Алиса» — голосовой ассистент.
- «Яндекс Браузер» — один из самых популярных браузеров на российском рынке. Занимает первое место в России по использованию на мобильных устройствах и второе место на стационарных компьютерах.
- «Яндекс.Деньги» — третий по популярности в России сервис электронных платежей. На 75% принадлежит «Сбербанку» и на 25% — «Яндексу».
Данный сегмент принёс компании около 78% выручки в 2018 году.
Такси
«Яндекс.Такси» — это сервис онлайн-заказа такси. По итогам 2018 года «Яндекс.Такси» оказывает услуги в 18 странах и более чем в 300 городах. Заказ можно делать через приложение, сайт или по телефону.
В июле 2017 года между «Яндексом» и Uber было подписано соглашение об объединении бизнеса онлайн-заказа такси в России, Беларуси, Грузии, Армении и Казахстане. 53,9% акций в новом предприятии принадлежат «Яндексу».
Также в данный сегмент входит отдел, разрабатывающий направление беспилотных автомобилей.
Доставка еды
«Яндекс.Еда» — сервис быстрой доставки еды. По итогам 2018 года работал в десяти городах России и сотрудничал более чем с 8 тыс. ресторанов, обрабатывал более 1 млн заказов в месяц.
E-commerce
В данном направлении компания учувствует в трёх основных проектах совместно с ПАО «Сбербанк»:
- «Яндекс.Маркет» — маркетплейс, позволяющий людям покупать необходимые товары у различных продавцов. На площадке доступно сравнение товаров, цен, отзывов.
- «Беру» — торговая онлайн-площадка, официально запущенная «Яндексом» и «Сбербанком» в 2018 году, где покупатели могут выбирать из более чем 100 тыс. товаров в 23 категориях (бытовая техника, электроника, детские товары, здоровье, товары для животных и пр.).
- Bringly — онлайн-платформа, которая позволяет заказывать товары в Россию из Китая, Израиля, Турции и др.
Объявления:
- «Яндекс.Авто» — платформа для автомобилистов, объединяющая ряд сервисов «Яндекса» («Яндекс.Навигатор», «Яндекс.Браузер», «Яндекс.Музыка», «Яндекс.Погода»), запущенная в 2017 году. Платформа имеет единый интерфейс и голосовое управление. Умеет идентифицировать водителей и устанавливать их персональные настройки на разные автомобили.
- «Яндекс.Недвижимость» — один из крупнейших в России сервисов онлайн-объявлений об аренде и продаже недвижимости.
- «Яндекс.Работа» — сервис, позволяющий искать объявления о вакансиях на крупнейших рекрутинговых сайтах России и СНГ.
Медиасервисы:
- «КиноПоиск» — онлайн-кинотеатр, позволяющий пользователям смотреть кино, фильмы и сериалы.
- «Яндекс.Музыка» — сервис, позволяющий прослушивать музыкальные треки. В базе сервиса более 40 млн композиций, а количество пользователей с платной подпиской превысило два миллиона человек.
- «Яндекс.Афиша» — один из крупнейших в России сервис по продаже билетов на различные развлекательные мероприятия (кино, театры, выставки и пр.). «Яндекс.Эфир» — видеосервис, предоставляющий возможность онлайн-просмотра трансляций каналов центрального телевидения и собственных каналов «Яндекса».
- «Яндекс.Плюс» — клиентский сервис, позволяющий осуществить единую подписку на все сервисы «Яндекса».
Эксперименты:
- «Яндекс.Дзен» — платформа, позволяющая авторам создавать контент и монетизировать его, а читателям — формировать собственную ленту благодаря умному алгоритму, учитывающему интересы пользователя. В марте 2019 года ресурс посетили более 43 млн человек.
- «Яндекс.Драйв» — российский каршеринговый сервис. На август 2019 года автопарк компании насчитывал около 11,5 тыс. автомобилей. Каршеринг является крупнейшим по числу машин в России, вторым в Европе и третьим в мире.
- «Яндекс.Облако» — платформа, позволяющая хранить данные и управлять ими прямо из облака.
- «Яндекс.Здоровье» — сервис, позволяющий пользователям получать онлайн-консультации квалифицированных врачей, находясь в любой точке мира.
Структура акционерного капитала
Крупнейшим акционером компании является её сооснователь Аркадий Волож, ему принадлежит доля в 48,4% компании. Ещё 6,4% владеет один из старейших сотрудников компании – Владимир Иванов. Доля в 2,8% акций принадлежит инвестиционному фонду OppenheimerFunds Inc, который в мае 2019 года был приобретён американским инвестиционным фондом Invesco Ltd.
2,4% акций находятся во владении инвестиционного фонда Harding Loevner LP. Ещё 2,2% акций принадлежат американской управляющей компании Wellington Management Group. У прочих акционеров 37,9% акций.
Финансовые показатели
Динамика активов
В 2018 году активы достигли рекордных значений, при этом росли каждый год.
Капитал и обязательства
В 2018 году капитал достиг максимальных значений, за счёт чего и произошёл рост активов. Обязательства при этом достигли минимальных значений.
Выручка
Выручка имеет растущую динамику.
Чистая прибыль и операционная прибыль
Операционная прибыль последние годы стагнировала, однако по итогам 2018 г. показала заметный рост, но наибольшую положительную динамику в 2018 г. продемонстрировал показатель чистой прибыли.
Денежный поток
Денежный поток в целом имеет растущую динамику.
История дивидендных выплат
«Яндекс» ни разу не выплачивал дивиденды своим акционерам, предпочитая вкладывать деньги в развитие бизнеса. По словам топ-менеджеров, выплачивать дивиденды в ближайшие годы компания также не планирует. Однако летом 2018 года было объявлено о программе обратного выкупа акций на 100 млн долл., позже эту цифру увеличили до 150 млн. За 2018 год были выкуплены около 4,8 млн акций. Ранее обратный выкуп акций компания объявляла в 2013 и 2014 годах, выкупив тогда около 15,9 млн акций на сумму почти 500 млн долл.
Основные риски для миноритарных акционеров
К ним относятся:
- Ситуация на рынке высоких технологий и переоценённость сектора на фондовых рынках.
- Трудная экономическая ситуация в России и политические проблемы.
- Просчёты управленцев.
- Усиление контроля и ужесточение действующего законодательства в сфере регулирования интернета.
- Рост конкуренции со стороны мировых технологических гигантов и российских IT-компаний.
- Санкции и ограничения со стороны западных партнёров.
- Ошибки и сбои в работе ведущих IT-проектов компании.